Цели:
• Формирование понятия свойства воды.
• Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
• Развитие навыков практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
• Создание условий для экологического воспитания.
Задачи:
Организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической
работы коллективно «открыть» физические свойства воды.
1. Организационный момент.
Учитель: Закройте глаза, вспомните о чем- прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, то радостном, улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас полезное, интересное.
- Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?
Дети: Слушают учителя.
II. Постановка целей и задач.
Учитель: Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы сейчас услышим в этих звуках ( звучит музыка журчащие воды) Кто поет эту хрустальную песню?
Дети: Услышав музыку, дети отгадывают ребус (вода) и делают вывод: мы сегодня будем говорить о воде.
Учитель: Правильно! Молодцы. Сегодня мы будем говорить о воде (слайд 1) Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать и узнать о свойствах воды. А изучать будете в своих лабораториях.
Дети: делятся на 3 группы (лаборатории)
Учитель: В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ее ценности.
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово «вода» Показать
(слайд 2) ассоциации к слову «вода»?
(ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родники, айсберг …)
Дети: записывают в тетради ассоциации к слову «вода»
Учитель: Посмотрите на слайды, вы видите, что вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим по всюду. Ни в одной другой стране мира нет такого количества рек, как у нас. Эта и скромная красавица Волга, и тихий Дон, и могучая Обь, Енисей, Лена, Амур.
Дети: рассматривают слайды.
III. Изучение нового материала.
Учитель: Где человек использует воду? Слайд 3. (Готовит пищу, утоляет жажду, моется).
Ответы детей.
Учитель: Многие люди посвятили воде свои высказывания. Слайд 4.
Вода! Тебя не возможно описать,
Тобой наслаждаются,
Не ведая, что ты такое!
Мало сказать,
Что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь!
Как вы понимаете эти слова?
Дети читают высказывания. Рассуждают о прочитанном.
Учитель: А сейчас мы узнаем благодаря каким свойствам воды для нас она «сама жизнь».
Но прежде мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
(играет музыка, передающая шум воды).
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево, вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора!
Дети выполняют движения в такт стихотворения.
Практическая работа.
Учитель: А сейчас работа в лабораториях.
I лабораторная работа. (выполнение опыта)
1. Опустить ложку в стакан с водой.
2. Опустить ложку в стакан с молоком.
3. Сделать вывод. О каком свойстве говорит этот опыт.
4. Сравни цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? (Слайд 5)
Дети: выполняют опыт и делают вывод: вода прозрачна, бесцветна.
II лабораторная работа.
1. Насыпьте в стакан с водой немного соли.
2. Насыпьте в стакан с водой столько же сахара.
3. Размешайте полученный раствор.
4. Сделайте вывод о способности воды растворять вещества, имеет ли вода вкус и запах? (слайд 6)
Дети: выполняют опыт и делают вывод: вода является растворителем без запаха, без вкуса.
III лабораторная работа.
1.Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и капните на стекло. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
2. Перелить воду из стакана в колбу, из колбы в сосуд. Сделать вывод, что происходит с формой воды? (слайд 7).
Дети выполняют опыт и делают вывод: вода текуча, вода не имеет формы.
Учитель: Перед тем, как сделать заключительный вывод о физических свойствах воды, давайте проведем еще один эксперимент.
Опыт. 1. Возьмем колбу с трубкой, заполненную водой.
2. Опустим в сосуд, заполненный горячей водой. Что вы наблюдаете?
Дети следят за выполнением опыта.
Ответы детей: вода в трубке поднялась выше отметки.
3. Повторим эксперимент, но вместо горячей воды будем использовать лед. Что наблюдаете?
Дети следят за выполнением опыта.
Ответы детей: вода в трубке опустилась ниже отметки.
Учитель: Как можно объяснить данные явления?
Ответы детей.
Откройте учебник стр. 60, прочтите, как в учебнике объяснили это явление.
Работа с учебником.
Учитель: Вспомните, как расположены частицы воды в жидком состоянии?
Дети: частицы воды расположены друг от друга на расстоянии.
Учитель: При нагревании частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличиваются.
Учитель: Давайте сделаем заключительный вывод из всех проведенных опытов. Слайд 8.
1. прозрачная
2. бесцветная
3. без запаха
4. без вкуса
5. растворитель
6. текуча
7. не имеет формы
8. расширяется и сжимается.
Дети делают свои выводы начиная с I лаборатории.
IV. Подведение итога урока
Учитель: Почему о воде сказано, что «ты сама жизнь»? Какие свойства и где мы используем? Слайд 9
Ответы детей.
V .Домашнее задание
Учитель: Наполнить бутылку с водой, вынести ее на улицу и понаблюдать, что произойдет. Сделать вывод и записать в тетрадях.
Дети записывают домашнее задание.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий