пятница, 11 декабря 2009 г.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе Тема: «Вода и ее свойства»

Цели:

• Формирование понятия свойства воды.
• Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
• Развитие навыков практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
• Создание условий для экологического воспитания.

Задачи:

Организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической
работы коллективно «открыть» физические свойства воды.

1. Организационный момент.


Учитель: Закройте глаза, вспомните о чем- прекрасное настроение. Сегодня мы будем опять открывать для себя новое, то радостном, улыбнитесь друг другу, подарите мне ваши улыбки. Я рада, что у вас полезное, интересное.
- Готовы ли вы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?

Дети: Слушают учителя.

II. Постановка целей и задач.


Учитель: Чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам отгадать ребус. А отгадку мы сейчас услышим в этих звуках ( звучит музыка журчащие воды) Кто поет эту хрустальную песню?

Дети: Услышав музыку, дети отгадывают ребус (вода) и делают вывод: мы сегодня будем говорить о воде.

Учитель: Правильно! Молодцы. Сегодня мы будем говорить о воде (слайд 1) Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты и узнать и узнать о свойствах воды. А изучать будете в своих лабораториях.

Дети: делятся на 3 группы (лаборатории)

Учитель: В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ее ценности.
Какие ассоциации у вас возникают, когда произносите слово «вода» Показать
(слайд 2) ассоциации к слову «вода»?
(ручей, море, река, озеро, снег, град, иней, родники, айсберг …)

Дети: записывают в тетради ассоциации к слову «вода»

Учитель: Посмотрите на слайды, вы видите, что вода – краса всей природы. Эту красоту мы видим по всюду. Ни в одной другой стране мира нет такого количества рек, как у нас. Эта и скромная красавица Волга, и тихий Дон, и могучая Обь, Енисей, Лена, Амур.

Дети: рассматривают слайды.

III. Изучение нового материала.

Учитель: Где человек использует воду? Слайд 3. (Готовит пищу, утоляет жажду, моется).

Ответы детей.

Учитель: Многие люди посвятили воде свои высказывания. Слайд 4.
Вода! Тебя не возможно описать,
Тобой наслаждаются,
Не ведая, что ты такое!
Мало сказать,
Что ты необходима для жизни:
Ты сама жизнь!
Как вы понимаете эти слова?

Дети читают высказывания. Рассуждают о прочитанном.

Учитель: А сейчас мы узнаем благодаря каким свойствам воды для нас она «сама жизнь».
Но прежде мы немного отдохнем.
Физкультминутка.
(играет музыка, передающая шум воды).
Очень всем нужна вода
Делай раз и делай два
Звери у ручья напились
Влево, вправо наклонились
Вместе на носочки встали
Тучку лапками достали
Дружно хлопнули в ладоши
До чего же день хороший
Дождик вдруг полил с утра
За работу нам пора!

Дети выполняют движения в такт стихотворения.

Практическая работа.

Учитель: А сейчас работа в лабораториях.
I лабораторная работа. (выполнение опыта)
1. Опустить ложку в стакан с водой.
2. Опустить ложку в стакан с молоком.
3. Сделать вывод. О каком свойстве говорит этот опыт.
4. Сравни цвет воды с цветом полосок. Имеет ли вода цвет? (Слайд 5)

Дети: выполняют опыт и делают вывод: вода прозрачна, бесцветна.

II лабораторная работа.
1. Насыпьте в стакан с водой немного соли.
2. Насыпьте в стакан с водой столько же сахара.
3. Размешайте полученный раствор.
4. Сделайте вывод о способности воды растворять вещества, имеет ли вода вкус и запах? (слайд 6)

Дети: выполняют опыт и делают вывод: вода является растворителем без запаха, без вкуса.

III лабораторная работа.
1.Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и капните на стекло. Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
2. Перелить воду из стакана в колбу, из колбы в сосуд. Сделать вывод, что происходит с формой воды? (слайд 7).

Дети выполняют опыт и делают вывод: вода текуча, вода не имеет формы.

Учитель: Перед тем, как сделать заключительный вывод о физических свойствах воды, давайте проведем еще один эксперимент.
Опыт. 1. Возьмем колбу с трубкой, заполненную водой.
2. Опустим в сосуд, заполненный горячей водой. Что вы наблюдаете?

Дети следят за выполнением опыта.

Ответы детей: вода в трубке поднялась выше отметки.

3. Повторим эксперимент, но вместо горячей воды будем использовать лед. Что наблюдаете?


Дети следят за выполнением опыта.

Ответы детей: вода в трубке опустилась ниже отметки.

Учитель: Как можно объяснить данные явления?

Ответы детей.

Откройте учебник стр. 60, прочтите, как в учебнике объяснили это явление.

Работа с учебником.

Учитель: Вспомните, как расположены частицы воды в жидком состоянии?

Дети: частицы воды расположены друг от друга на расстоянии.

Учитель: При нагревании частицы, из которых она состоит, движутся быстрее. Они сталкиваются, отталкиваются и отскакивают друг от друга. Расстояние между молекулами увеличиваются.

Учитель: Давайте сделаем заключительный вывод из всех проведенных опытов. Слайд 8.
1. прозрачная
2. бесцветная
3. без запаха
4. без вкуса
5. растворитель
6. текуча
7. не имеет формы
8. расширяется и сжимается.

Дети делают свои выводы начиная с I лаборатории.


IV. Подведение итога урока

Учитель: Почему о воде сказано, что «ты сама жизнь»? Какие свойства и где мы используем? Слайд 9

Ответы детей.

V .Домашнее задание

Учитель: Наполнить бутылку с водой, вынести ее на улицу и понаблюдать, что произойдет. Сделать вывод и записать в тетрадях.

Дети записывают домашнее задание.

Комментариев нет:

Отправить комментарий