четверг, 10 декабря 2009 г.

Описание опыта работы

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на развитие полноценно развитой личности. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением
корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному развитию ребенка в образовательном пространстве.
Как показывает практика, модель обучения формируется под воздействием условий конкретной школы:
- наличия материально-технической базы,
- профессионального опыта учителя,
- контингента учащихся и социально-экономических условий:
- потребностей социума в необходимом спектре профессиональных деятельностей.
При отборе содержания обучения учащихся сельских малочисленных классов малокомплектных школ необходимо учитывать особенности самого сельского школьника, необходимо корректировать программы в соответствии с индивидуальными способностями, интересами самих учеников, что не может не влиять на выбор ведущих методов и средств обучения, форм учебных занятий.
Из распространенных форм организации учебных занятий в малочисленной школе, применяемых в практике, является совместное разновозрастное обучение, при котором идет объединение учащихся по вертикали. Разновозрастное сотрудничество, групповая и коллективная формы организации деятельности учащихся объединяют детей в общей познавательной деятельности, расширяют их кругозор, дают возможность осуществлять преемственность в изучении тем и реализовывать межпредметные связи.
Руководство деятельностью учащихся в группе, поддержка межпредметных связей обеспечивает, с одной стороны - дифференцированный подход к процессу обучения, реализацию и развитие индивидуальных склонностей и способностей учащихся; с другой стороны - повышает эффективность обучения.
На протяжении нескольких лет на уроках, я использую элементы индивидуально-дифференцированной и разновозрастной технологии обучения. Эта технология способствует совершенствованию и ускорению учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей школьников. Ее реализация предусматривает самостоятельное усвоение учащимися новых знаний при опоре на исходные знания. Основными плюсами данной технологии являются индивидуальное общение ученика и учителя через самостоятельные задания, больше времени ученик работает самостоятельно, учится целепологанию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
В настоящее время, когда в школе появились компьютеры, можно максимально индивидуализировать работу с учащимися. Для этого я использую программные диски с разнообразными заданиями и с формой контроля. Большим подспорьем в работе считаю использование раздаточного и дидактического материала, использование наглядных пособий для более качественного усвоения учебного материала.
Основой знаний являются работа с цифрами и буквами, поэтому на своих уроках большое внимание я уделяю словарной работе, математическим диктантам, а также дидактическим упражнениям, цифровым диктантам, разминкам.
Из всего разнообразия форм самостоятельных работ больше всего использую заполнение таблиц, постройка диаграмм, рядов,
составление предложений и текстов, опираясь на схемы и.т.д. И, наконец, использование творческих заданий наиболее успешно развивает мыслительную деятельность учащихся.
Основная идея индивидуально-дифференцированной технологии заключается в том, что изучаемая тема дается на лекционном занятии (обязательно в виде схемы), затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и в третий раз пропускается через память детей посредством контрольных заданий различного характера (репродуктивных, конструктивных и творческих).
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю работе с одаренными детьми. Ежегодно, совместно с детьми принимаю участие в школьных, муниципальных и региональных конкурсах и научно-практических конференциях (2005 год - районная НПК «Имена казахов. Употребление имен в нашем классе» – Ш место, 2006 год - районная НПК «Экологическое состояние аула Каразюк», 2007 год - районная НПК «Ритуальные и обрядовые блюда казахов» - Ш место, 2008 год – районная НПК «Изготовление бумаги из вторичного сырья» - 1 место. Эта работа принимала участие в региональной НПК. 2008 год – победители регионального конкурса «ПОНИ»).
Я поняла, что главное – не убить индивидуальность духа, не убить ту степень свободы, которая дана природой. На мой взгляд, первая заповедь учителя, воспитателя: «Ты всё можешь!

Комментариев нет:

Отправить комментарий